НОВОСТИ КОСМОСА

Начались работы по замене аккумуляторов на МКС

Работая в новогодние праздники, наземные диспетчера приступили к осуществлению сложной процедуры по замене 12 устаревших батарей в энергосистеме МКС на шесть современных, литий-ионных, аккумуляторов. Многошаговый процесс завершится через две недели и потребует двух выходов в космос. Работы проводятся с привлечением дистанционно управляемой руки-манипулятора, без нее потребовалось бы шесть выходов за борт для выполнения замены.

 

График работ

Операция станет самой сложной из всех, проведенных снаружи МКС, с привлечением руки-манипулятора. В процессе ее осуществления будут произведены операции по замене не только оборудования МКС, но и перемещение старых батарей на специальный поддон, который выполнит функцию временного грузового модуля в процессе работ.

Уже начиная с 31 декабря операторы выгрузили три новых батареи, которые подключат к энергетической ферме станции астронавты Пегги Уитсон и Шэйн Кимброу, когда 6 января выйдут в космос. После будут выполнены работы по размещению еще трех новых батарей с привлечением руки-манипулятора, далее Кимброу и Тома Песке выполнят второй выход, 13 января, для их подключения. В течение следующих двух дней состоится заключительный этап работ.

 

Цель работ

Космическая станция оборудована четырьмя огромными массивами солнечных батарей, которые всегда направлены к Солнцу, когда лаборатория крутится вокруг Земли. Каждый массив оснащен 12 водородно-никелевыми аккумуляторами. Они снабжают энергией две из восьми электрических шин станции, когда лаборатория находится в тени Земли.

Сборка станции началась в 1998 году, и установленные тогда источники питания выработали свой ресурс. Поэтому было принято решение, за следующие несколько лет, заменить все 48 батарей на 24, более эффективных литий-ионных аккумуляторов меньшего размера, которые способны поддерживать функционирование станции до конца срока ее эксплуатации.

Первые шесть, предназначенных для замены, доставлены в негерметичном отсеке японского грузового судна HTV-6, которое причалило к МКС 13 декабря. Уже на следующий день операторы с Земли задействовали руку-манипулятор, чтобы извлечь из негерметичного отсека поддон с новыми батареями. После этого поддон переместили к правой части энергетической фермы и временно расположили около борта №4, или S4, массива, снабжающего энергией каналы 1A и 3A.

Наряду с перемещением шести новых батарей, поддон будет использоваться, чтобы принять девять из 12 старых аккумуляторов. Еще три источника питания, исчерпавшие свой ресурс, оставят для хранения на борту МКС.

 

Утилизация старых батарей

Поддон с девятью старыми аккумуляторами поместят в негерметичный грузовой отсек HTV 17 января. Как ожидается, грузовое судно отчалит от станции 27 января и сгорит в атмосфере через несколько дней.

После замены члены экипажа сосредоточатся на научных исследованиях. Шейн Киброу, Сергей Рыжиков и Сергей Борисенко завершат свое пребывание на орбите в конце февраля. Их заменит экипаж «Союз МС-4» – Федор Юрчишин и астронавт Джек Фишер в конце марта.

Однако запуск может быть перенесен, Роскосмос еще не обнародовал результаты расследования причин, которые привели к потере грузовика «Прогресс МС-4» 1 декабря, и какое влияние они могут оказать на дальнейшие рейсы.

TEXT.RU - 100.00%

Выскажите свое мнение