ОСВОЕНИЕ КОСМОСА

Трагедия «Аполлон-1»: что произошло 50 лет назад

Лунная гонка была в самом разгаре, первый запуск аппарата с людьми к Луне планировался уже через месяц. В этот первый испытательный полет отправлялся экипаж из трех человек – командующий Вирджил Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи. Именно они вошли в кабину командного модуля «Аполлон-1» 27 января 1967 года для генеральной репетиции предстартового отсчета.

В громоздких скафандрах астронавты поднялись на борт в 13:00. Предстояло проверить, как будет вести командный модуль во время реального предстартового отсчета и запуска. РН «Сатурн-1B» стоял на стартовой площадке №34, испытания не предусматривали заправку топливом, поэтому его не считали опасным.

 

Проблемы возникли с самого начала

Уже с самого начала испытания проявились неисправности оборудования, вызывая одну задержку за другой. Гриссом, второй американец в космосе, сообщил о странном «уксусно-кислотном запахе кислорода», поступающего в его скафандр. Его сообщение вызвало незапланированную остановку в предстартовом отсчете. Экипаж собрал пробу воздуха для анализа, и предстартовый отсчет возобновился.

Несколько минут спустя инженеры закрутили болты на люке командного модуля, выполнив сложную процедуру, которая теоретически могла быть полностью проведена экипажем за 90 секунд. Как только люк загерметизировали, в кабину подали кислород. Это была абсолютно плановая процедура. Стоит отметить, что концентрация кислорода составляла 100%, что соответствовало норме.

Но сразу после подачи кислорода последовало несколько аварийных сигналов на пульте управления. Снова экипаж обратился к инженерам, чтобы они посмотрели систему управления атмосферы командного модуля, но те сказали, что аварийные сигналы возникли из-за незначительных перемещений астронавтов на своих местах.

 

Более серьёзная проблема возникла позже в предстартовом отсчете

У экипажа постоянно возникали проблемы со связью, командующий Гриссом не выдержал и обратился к инженерам в близлежащем бункере со словами: «Как мы собираемся добраться до Луны, если мы не можем говорить между двумя или тремя зданиями?»

Позже, уже после трагедии, инженеры сообщили, что «связь была настолько плохой, что они даже не могли понять, что экипаж говорил». Подобные затруднения возникали неоднократно во время испытаний на предприятии, где изготавливались первые «Аполлоны». Испытатели сообщали, что дела шли очень плохо, охлаждающие компоненты вытекали, что приводило к электрическим замыканиям, связь отключалась.

Один из первых американских астронавтов Джон Янг, испытывая первые «Аполлоны» сказал: «Они хотят это запустить на Луну? Эти штуки никогда не доберутся до околоземной орбиты». По свидетельству многих испытания шли настолько плохо, что этот космический корабль надо было возвращать на доработку.

 

Как произошла трагедия

Коммуникационные проблемы стали причиной очередной остановки предстартового отсчета – с 17:40 до 18:31. Инженеры уже готовились возобновить предстартовый отсчет, но телеметрия сообщила о непонятном, резком увеличении потока кислорода, подаваемого в скафандры экипажа. Четыре секунды спустя, один из астронавтов, предположительно Чаффи, произнес четыре слова, заставляющих замереть сердце у всех: «Огонь. Я чувствую запах огня». Спустя две секунды, Эд Уайт кричал: «Огонь в кабине!».

Как и астронавты, так и каждый инженер, участвующий в испытаниях, знали, огонь в 100% кислородной среде приведет к мгновенному пожару. Инженеры и технический персонал смотрели на телевизионные мониторы. К своему ужасу они видели, что огонь неистово бушевал внутри корабли и дым заволакивал камеры. Все были ошеломлены таким поворотом. Наконец раздался истеричный крик: «В космическом корабле пожар!»

В теории экипаж мог открыть люк изнутри через 90 секунд. Но огонь распространялся настолько быстро, начиная с левой стороны капсулы рядом с Гриссомом, что у экипажа не было шансов. Давление в кабине поднялось, что еще больше затрудняло открытие люка. Эд Уайт очевидно смог повернуть ручку в механизме открытия люка, совершив единственный оборот.

В считаные секунды технический персонал бежал к загерметизированому «Аполлону», но прежде, чем они достигли его, командный модуль треснул, пламя и густой черный дым вырвались наружу. Примерно через 90 секунд после первого доклада о пожаре, начались попытки открыть люк. Технический персонал, пытался изо всех сил вытащить экипаж из кабины.

Однако после разрыва высокопрочного корпуса, через образовавшиеся щели и через двери на командном модуле, огонь вырвался наружу. Одежда технического персонала загорелась, огонь начал распространяться от командного модуля к пусковой установке. Ситуация становилась чрезвычайно опасной.

Одна группа спасателей всё же преодолела черный, ядовитый дым, они не могли дышать, не могли видеть, сожгли себе руки, но, наконец, открыли люк. К сожалению, все было напрасно. Все произошло очень быстро и закончилось за пять минут. Когда спасатели открыли люк, то обнаружили обгоревший интерьер и три тела. Останки астронавтов не выносили из кабины до полуночи. Медицинская комиссия заключила, что астронавты умерли от асфиксии угарным газом. За медицинской помощью обратились 27 спасателей.

Вердикт комиссии по расследованию гласил, что пожар возник из-за короткого замыкания, что привело к быстрому распространению огня в кислороде, этому способствовали горючие материалы в кабине. Громоздкий люк действовал как барьер, который экипаж преодолеть не смог.

 

Полета на Луну могло не быть

Авария привела к тому, что программу «Аполлон» отложили на неопределенное время, а в Америке началось обсуждение вопроса: насколько НАСА способно справиться с известным призывом президента Джона Кеннеди: «Посадить астронавтов на Луне к концу десятилетия».

НАСА попало под острую критику за ее неоправданное стремление выполнить распоряжение Кеннеди, а North American Aviation, производитель космических кораблей, была обвинена в конструктивных недостатках, которые способствовали трагедии.

Передовые газеты Америки писали о некомпетентности и халатности, которая стала допустимой из-за «технически бессмысленного» и «очень опасного» расписания полетов по доставке человека на Луну к 1970 году.

 

Как решали проблему?

Пожар привел к глубокому самоанализу всех процессов, как со стороны НАСА, так и его подрядчиков. Президент Линдон Джонсон, ярый сторонник космонавтики, поддержал программу «Аполлон», НАСА устранила проблемы, которые привели к пожару.

Модернизированная версия командного модуля имела люк, который открывался за пять секунд. 100-процентная кислородная атмосфера в капсуле была заменена кислородно-азотной смесью: 60% на 40%. Горючие материалы в кабине и скафандрах заменили огнестойкими тканями и материалами, проводку защитили новой изоляцией.

11 октября 1968 года «Аполлон-7» смог пролететь по орбите Земли, успешно совершив испытательный полет с обновленным командным модулем. Девять месяцев спустя, командир «Аполлона-11» Нил Армстронг и Базз Олдрин высадились на Луну…

TEXT.RU - 100.00%


Выскажите свое мнение