ОСВОЕНИЕ КОСМОСА

Как происходил отбор победителей в рамках программы CRS-2?

НАСА рассказало больше деталей относительно своего решения насчет победителей второй коммерческой программы по доставке грузов на МКС. Как известно, 14 января агентство заключило контракты с Orbital ATK, Sierra Nevada Corp. (SNC) и SpaceX. Сейчас предоставлено объяснение, почему именно эти три компании объявлены победителями.

 

Предложения по CRS-2 оценивались по трем основным позициям: стоимость, прошлые результаты и «готовность к полету», что предусматривает техническую готовность, управленческий подход, а также использование малого бизнеса. При этом цена имела такой же вес, как и совместный вес «готовности к полету» плюс прошлые результаты («готовность к полету» имела вес чуть больше, чем «прошлые достижения»).

 

SpaceX имел самый большой показатель в позиции «готовность к полету» – 922 из 1000 возможных. У Orbital этот показатель равнялся 880 и SNC – 879. Все три компании получили одинаковые показатели в позиции «прошлые достижения». НАСА не озвучило информацию о предложенных ценах, однако заявило, что у SpaceX стоимость была «более высокой», у Orbital оказались самые низкие цены и SNC оказалась посредине.

 

В стоимость полета входил один вид общей услуги – доставка герметичного груза на МКС. При расчете стоимости не учитывалась доставка негерметичной полезной нагрузки в космос. Также в расчет не входят услуги по удалению грузов со станции, как и тех, которые сгорают во время повторного входа в атмосферу, так и возвращаемых на Землю.

Как-происходил-отбор-победителей-в-рамках-программы-CRS-2

Почему расчет происходил именно так? Cygnus не может возвращать что-либо на Землю, и ему необходим отдельный полет, чтобы доставить негерметичную нагрузку. SpaceX, для сравнения, не теряет груз при повторном входе и имеет негерметичный отсек, в два раза больший, чем герметичный. В случае учета всех факторов, такие дополнительные возможности позволили бы SpaceX иметь самую низкую цену за килограмм.

 

Более высокая стоимость SpaceX связана с размерами герметичного отсека Dragon, его меньшей грузоподъемностью и большим числом полетов, необходимых для доставки одинакового количества грузов. НАСА не отталкивалось в своем решении от грузоподъемности носителей, но обратило внимание, что Dream Chaser способен доставить больше всех грузов за раз, чуть меньше Cygnus и еще меньше Dragon.

 

Агентство подтвердило, что Boeing и Lockheed Martin также предоставили свои технически обоснованные предложения. В декабре 2014 года НАСА, сделав начальный обзор предложения, представленного Lockheed Martin, оценило, что оно не в «конкурентоспособном диапазоне», поэтому не может принимать участие в конкурсе. В прошлом ноябре было решено сузить диапазон участников по CRS-2, исключив предложение, «которое имеют самую высокую стоимость». Таким образом выбыл из конкуренции Boeing.

 

В итоге, все три предложения победителей соответствуют необходимым условиям технического задания на проект и предлагают удовлетворительную для НАСА стоимость полета. Агентство обратило внимание, что победившим компаниям необходимо исправить свои предложения с учетом изменившегося графика программы CRS-2 – первые полеты, первоначально намеченные на 2018 года, теперь состоятся в конце 2019 года.

Как происходил отбор победителей в рамках программы CRS-2?

Выскажите свое мнение