НОВОСТИ КОСМОСА

Испытания парашютных систем CST-100 Starliner и Dragon-2 начинаются и будут проходить в течение года

НАСА приступило к оценке работы посадочного оборудования двух пилотируемых кораблей. Самая важная часть, которая будет отвечать за последний этап приземления и гарантировать мягкую посадку – это парашютная система.

 

Как известно, агентство не имеет большого опыта в возвращении пилотируемых кораблей под парашютами с околоземной орбиты. В программе «Шаттл», которая была свернута в 2011 году, они использовались для мягкого приводнения твердотопливных ускорителей, чтобы можно было их применить в следующих космических запусках; парашютную систему космического челнока задействовали непосредственно при торможении на взлетно-посадочной полосе.

Испытания-парашютных-систем-CST-100-Starliner-и-Dragon-2

Самый большой опыт в использовании тормозных парашютов НАСА приобрело в эру «Аполлонов», но эта была принципиально другая система, позволяющая замедлить спускаемый аппарат, входящий в атмосферу с экстремальными скоростями. Чтобы качественно подготовиться к будущим пилотируемым полетам и создать надежную систему, агентство чрезвычайно ревностно относится к ее тестированию и испытаниям. На этом шаге важно не только добиться правильной ее работы, но также понять, что можно сделать в случае возникновения нештатных ситуаций при посадке.

 

В 2014 году НАСА заключило два контракта с Boeing и SpaceX на доставку астронавтов к МКС. Через некоторое время обе фирмы продемонстрировали краткие видеоролики своих посадочных систем, которые принципиально отличаются друг от друга. Boeing хочет использовать приземление на суше в качестве основного и использовать приводнение, как запасной вариант. Парашютам в обеих вариантах отводится первостепенная роль.

Испытания-парашютных-систем-CST-100-Starliner-и-Dragon-2-1

SpaceX планирует в первых полетах приводнять возвращаемую капсулу под парашютами, а в дальнейшем сажать свой пилотируемый Dragon-2 с помощью двигателей. Во время предстоящих испытаний будут использоваться масс-габаритные макеты, прототипы, которые практически идентичны рабочему аппарату. Инженеры увидят, как парашюты ведут себя в условиях турбулентности и быстроизменяющихся процессов, после того, как они выпускаются из соответствующих отсеков корабля.

 

Почему тестирование происходит в реальных условиях? Потому что процессы, происходящие в реальности после освобождения парашютов, не поддаются компьютерному моделированию. Никакой компьютер не сможет смоделировать работу парашютов, развертывание которых происходит на скорости около 500 км/час. Тестирование в реальных условиях позволит адекватно показать, как отработает система посадки и сможет ли она безопасно приземлить или приводнить корабль.

 

Важно помнить, что неправильная работа парашютов неоднократно приводила к трагедиям. Это прежде всего гибель Владимира Комарова при возвращении на Землю в 1967 году, а также потеря зонда Genesis, который собирал образцы солнечного ветра. Тогда аппарат разбился в пустыне штата Юта.

 

И хотя парашюты являются важной частью системы посадки, Boeing планирует оснастить свой «звездный лайнер» дополнительным защитным средством – подушками безопасности. Их работа будет проверяться на манекенах, чтобы убедиться в их своевременном надувании и что они не нанесут в таком случае повреждения космическому кораблю.

Испытания парашютных систем CST-100 Starliner и Dragon-2 начинаются и будут проходить в течение года

Выскажите свое мнение