НОВОСТИ КОСМОСА

Двойной запуск от SpaceX

Всего два дня потребовалось американской компании SpaceX, чтобы осуществить два запуска на орбиту: в пятницу, 23 июня, и в воскресенье, 25 июня, с восточного побережья Флориды и центрального побережья Калифорнии соответственно. В первом – полезной нагрузкой выступал болгарский спутник связи BulgariaSat-1, во втором – вторая партия из 10 спутников-ретрансляторов, необходимых для модернизации коммуникационного созвездия Iridium. Оба запуска оказались полностью успешными, в том числе и возврат первой ступени в каждом из них.

 

Миссия No1: первый телекоммуникационный сателлит Болгарии

 

Болгарский аппарат, названный BulgariaSat-1, как ожидалось, стартовал в пятницу 18:10 (Гринвич). BulgariaSat-1 полетел на многоразовом стартовом ускорителе Falcon-9. Старт должен был состояться ранее — 15 июня, но проблемы с одним гидравлическим клапаном обтекателя (он ограждает полезную нагрузку от корпуса) привели к переносу его на пятницу. 70-метровая Falcon-9 полетела на восток в направлении Атлантического океана, и уже через T+100 секунд произошло отделение первой ступени.

 

Разгонный блок с BulgariaSat-1 полетел далее на опорную орбиту, а первая ступень начала маневры для вертикального приземления на баржу возврата, или плавающую платформу, в Атлантическом океане. Это был ее второй возврат из космоса на одну из плавающих платформ SpaceX.

 

Потребовалось два включения двигателя разгонного блока, чтобы вывести BulgariaSat-1 на образующую дугу “суперсинхронную” орбиту с нижней точкой – около 250 км и верхней – 36000 км. Разделение от разгонного блока произошло при T+34 мин, 55 сек.

 

Разработанный для 15-летней эксплуатации, BulgariaSat-1 весит 3700 кг с предельной нагрузкой топлива для маневрирования. Телекоммуникационный аппарат предполагается расположить на геосинхронной орбите по экватору в 1,9 градусов в.д., чтобы его скорость соответствовала уровню вращения планеты, что позволит держать BulgariaSat-1 в пределах досягаемости пользователей не только Болгарии, но и по всей Европе.

 

Спутниковый проект за $235 миллионов занял 12 лет от идеи до воплощения в жизнь. Этот аппарат, по сути, своеобразный «ТВ — центр». С его помощью Болгария обеспечит намного более высокое качество и намного большее количество услуг для пользователей, и не только находящихся на территории страны, но также и в Балканском регионе. Некоторые каналы будут вещать в формате 4K, который очень красив, особенно, для спортивных состязаний.

 

Президент BulgariaSat сказал, что диспетчера установили связь со спутником, как и ожидалось – через несколько минут после развертывания от разгонного блока. Генерирующие солнечные батареи развернуты согласно графику, дальнейшая серия включений бортовых двигателей изменит орбиту спутника за следующие 10 дней. BulgariaSat-1 будет готов к эксплуатации к началу августа.

 

Вторичная цель запуска – возвращение первой ступени на плавающую платформу. Четыре посадочных опоры развернулись от стартового ускорителя непосредственно перед приземлением. Прямое видео от баржи выключилось во время приземления, когда видео трансляция возобновилась, ступень была видима на судне с очевидным наклоном.

 

Илон Маск позднее сообщил, что первая ступень вынесла самые высокие перегрузки при прохождении атмосферы. «Ступень немного подрумянена и наклонена, но в других отношениях – всё довольно сносно».

 

Запуск No2: 10 спутников-ретрансляторов Iridium

 

Всего на 1 час позже графика, чтобы провести дополнительное тестирование наземной системы, 70-метровый двухступенчатый ракетоноситель включил девять основных двигателей Merlin-1D и поднялся со стартового стола в 19:10 (Гринвич). Как в пятничном пуске, первая ступень выполнила повторный вход в атмосферу и вертикальное приземление на баржу, размещенную в несколько сотен километрах от места старта.

 

Оба запуска повторяют национальный рекорд самого короткого промежутка времени между двумя космическими рейсами. Впервые две, орбитального класса ракеты из США стартовали с интервалом в два дня в марте 1995 года: Атлас-2AS и подобная пусковая установка «Атлас-E», причем также с м. Канаверал и Авиабазы Вандерберг.

 

А мировой рекорд принадлежит российскому ракетоносителю «Союз», который в марте 2015 года стартовал с интервалом 2 часа с космодрома в Казахстане с пилотируемым кораблем и с космической базы во Французской Гвиане.

 

После взлета через туманную гряду, которая окутала ложбину, где находится стартовая площадка, Falcon-9 отправился в чистое небо, держась южной траектории.

 

После израсходования большей части топлива произошло разделение первой ступени, далее начался ее спуск на плавающую платформу в Тихом океане. Четыре модернизированных боковые стабилизатора из титана впервые развернулись на первой ступени и помогли корректировать курс при ее возврате на Землю. Стартовый ускоритель включал три двигателя дважды, первый чтобы замедлиться для вхождения в атмосферу, а затем для торможения при приземлении.

 

Четырехногое посадочное устройство, развернутое непосредственно перед приземлением, выдержало сильные ветры и сложные морские условия, когда ступень коснулась плавающей платформы, размером футбольного поля, спустя приблизительно восемь минут после запуска.

 

Илон Маск сообщил, что новый дизайн боковых стабилизаторов более надежен, чем у предыдущих алюминиевых, которые повреждались во время вхождения в атмосферу. Новые боковые стабилизаторы изготовлены из одного куска титана, немного более тяжелые, чем алюминиевые, но предлагают лучшие возможности для стабилизации при возврате 14-этажного стартового ускорителя назад.

 

Более того, с новыми стабилизаторами первая ступень может спокойно выдерживать более сильные ветры, которые не редкость в океане. По итогу, новые боковые стабилизаторы отработали даже лучше, чем ожидалось. Их не нужно будет менять при подготовке первой ступени к очередному полету.

 

Маск также прокомментировал усилие компании возвратить обе части носового обтекателя полезной нагрузки, который защищает спутники в течение первых нескольких минут запуска. SpaceX намеревается возвратить обе части обтекателя, установив на них миниатюрные маневровые двигатели и парашют. «Мы стали ближе к возврату обтекателя и повторному его использованию. В этом полете возникли некоторые проблемы с управляемым парашютом. Должны разобраться в этом до конца года”.

 

После отделения первой ступени разгонный блок запустил свой единственный двигатель для доставки полезной нагрузки на опорную орбиту. После прохода над Антарктидой разгонный блок повторно включил двигатель в течение трех секунд, чтобы достигнуть 625-километровой орбиты и начать развертывание 10 спутников Iridium.

 

Прикрепленный к двухуровневому распределительному устройству, которое спроектировала и построила SpaceX, 860-килограммовые спутники, отделились один за другим с промежутком в 90 секунд. Развертывание было завершено через T+72 минуты. SpaceX и Iridium объявили запуск успешным, наземные диспетчеры установили радиосвязь со всеми 10 спутниками. «Десять из десяти, это – полная победа!», — радовался президент Iridium.

 

Спутники за счет своих силовых установок переместятся к большой высоте – 780 километров – в ближайшие недели, после чего начнется процесс ввода их в эксплуатацию. В планах Iridium заменить новыми аппаратами устаревшие, которые запущены РН «Протон» в сентябре 1997 года и РН «Дельта-2» в марте 1998-го и феврале 2002-го.

 

Помимо супербыстродействия при голосовых вызовах и ретрансляции данных, современные спутники свяжут клиентов, готовых к работе через сеть L-группы, которая не так восприимчива к вмешательству плохой погоды и других факторов. Новая сеть предоставит клиентам цифровую связь на уровне 1,4 МБит/сек, по сравнению с 128 КБит, доступных на существующих спутниках. Сеть начнет свою работу в начале 2018 года.

TEXT.RU - 100.00%


Выскажите свое мнение